О результатах надзора за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ

Дата публикации: пт, 25/11/2011 - 04:00

О результатах надзора за соблюдением законодательства в сфере ЖКХ

Ситуация на потребительском рынке жилищно-коммунальных услуг на территории Курской области становится все более напряженной и нарастающее количество обращений и жалоб граждан является этому подтверждением.

За 10 месяцев 2011 года в Управление Роспотребнадзора по Курской области поступило 838 обращений и заявлений граждан о нарушениях прав потребителей в сфере жилищно-коммунального хозяйства, что практически в полтора раза больше (на 45%), чем за аналогичный период прошлого года. Из них 416 обращений (50%) поступили через органы прокуратуры Курской области.

Управлением Роспотребнадзора по Курской области в пределах определённых законодательством Российской Федерации полномочий все заявления граждан рассмотрены в установленные законом сроки.

За 10 месяцев 2011 года проведено 518 административных расследований и проверок соблюдения законодательства в сфере ЖКХ. По итогам проверок к административной ответственности привлечено 187 должностных и юридических лиц, общая сумма наложенных штрафов составила 1051,0 тыс. рублей.

Для рассмотрения и принятия решения в судебные органы направлено 6 протоколов по ст.ст. 19.7; 19.4.1 КоАП РФ. По всем протоколам приняты решения, назначены административные наказания.

В текущем году 63 жалобы переадресованы Управлением Роспотребнадзора для рассмотрения по принадлежности в Государственную жилищную инспекцию Курской области, государственные органы Курской области и органы местного самоуправления г.Курска, по результатам рассмотрения 277 обращений заявителям даны разъяснения действующего законодательства или сообщены результаты проверок аналогичных обращений граждан, проживающих по одному адресу и рассмотренных Управлением Роспотребнадзора по Курской области ранее.

В ходе рассмотрения обращений граждан установлены нарушения следующего характера:

- управляющие компании нарушают порядок и сроки корректировки размера платы за коммунальные услуги;

- расчет размера платы проводится с нарушением действующего законодательства;

-в счетах-квитанциях неправомерно выставляется плата за техническое обслуживание и снятие показаний приборов учета;

-необоснованно выставляются счета-квитанции на оплату жилищно-коммунальных услуг двумя управляющими компаниями одновременно;

-непредоставление потребителям информации об исполнителе коммунальной услуги (управляющей организации): адресе, номере банковского счета и банковских реквизитов.

За 10 месяцев 2011г. Управлением Роспотребнадзора по Курской области по результатам проверок направлено 18 информаций в прокуратуру Курской области для принятия мер прокурорского реагирования, 21 информация в УМВД по Курской области на предмет обнаружения признаков состава правонарушения, предусмотренного уголовным кодексом Российской Федерации.

В большом количестве обращений граждан, поступающих в Управление Роспотребнадзора, поднимаются вопросы, не связанные с нарушением их потребительских прав и решение которых регулируется Гражданским и Жилищным кодексами Российской Федерации, Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и другими нормативными актами, правоприменение которых находится в компетенции иных служб.

Кроме того, практически в каждом из поступающих обращений граждан выставляются требования имущественного характера - перерасчет оплаты коммунальных услуг.

Применительно к сфере защиты прав потребителей, как отрасли гражданских правоотношений, необходимо иметь ввиду, что по общему правилу, закрепленному Гражданским кодексом Российской Федерации, защита нарушенных имущественных прав граждан осуществляется судом.

Также сообщаем, что рассмотрение имущественных споров между гражданами и хозяйствующими субъектами к компетенции Управления Роспотребнадзора по Курской области не относится.

Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера по вопросам, отнесенным к своей компетенции.

С целью защиты своих прав, в случае несогласия с выставленной исполнителем стоимостью оказанных услуг, потребитель в соответствии с п.49-р Правил имеет право потребовать сверку платы за коммунальные услуги. Исполнитель обязан произвести сверку и не позднее 3-х рабочих дней выдать заявителю документы, подтверждающие правильность начисления платежей с учетом соответствия качества предоставляемых коммунальных услуг требованиям законодательства РФ, настоящим Правилам и договору.

В случае неудовлетворения заявленных требований, спор между потребителем и исполнителем жилищно-коммунальных услуг может быть разрешен только судом. Роспотребнадзор не вправе обязать исполнителя в административном порядке отозвать выставленный расчет размера платы по предоставленным услугам.

По общему правилу, закрепленному п. 1 ст. 11 Гражданского кодекса Российской Федерации и п. 1 ст. 17 Закона Российской Федерации от 07.02.1992 № 2300-1«О защите прав потребителей», защита прав потребителей осуществляется судом.

В этой связи потребители вправе воспользоваться своим правом на судебную защиту и предъявить к исполнителю иск в порядке, предусмотренном Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации (далее – ГПК).