О заседании Консультативного совета по защите прав потребителей

Дата публикации: пн, 25/12/2017 - 12:17

 

На минувшей неделе состоялось очередное заседание Консультативного совета по защите прав потребителей в Курской области, посвященное проблемным вопросам защиты прав потребителей при покупке товаров вне постоянного места нахождения продавца и задачам по повышению эффективности деятельности органов государственной власти и общественных объединений по защите прав потребителей в данной сфере.

Проблема защиты прав потребителей в данном секторе потребительского рынка объединила целый ряд заинтересованных ведомств – в заседании приняли участие специалисты Управления Роспотребнадзора по Курской области, Комитата потребительского рынка, развития малого предпринимательства и лицензирования Курской области, Управления МВД по Курской области, а также представители общественных организаций.

Анализ показателей динамики обращений граждан с жалобами, представленный в докладе Роспотребнадзора, свидетельствует о некотором снижении числа обращений в сравнении с прошлым годом (на 14%), но не умаляет актуальности проблемы. 

Всего за 10 месяцев 2017 года в Управление Роспотребнадзора поступило 1125 обращений на нарушения потребительских прав граждан. При этом на сферу розничной торговли в 2017 году пришлось 42% обращений (447).

Обращений на нарушение прав потребителей в секторе так называемой разносной торговли или торговли вне стационарных точек продажи не так много, но они затрагивают самую незащищенную часть населения – граждан пенсионного возраста, пожилых людей, и совершенствование работы в сфере защиты прав данной категории покупателей весьма актуально.

В Управление Роспотребнадзора периодически поступают заявления по вопросам законности продажи товаров на различных презентациях в актовых залах различных учреждений, в холлах и вестибюлях, Домах культуры, на лестничных клетках многоквартирных домов, на придомовой территории, т.е. в местах вне  постоянного места нахождения продавца.

Продажа товаров вне постоянного места нахождения продавца предусмотрена законодательством и призвана оказать помощь покупателям, т.к. нужный товар можно приобрести не входя из дома. Однако анализ обращений показывает, что продавцы посредством агрессивной рекламы практически навязывают покупателям различные товары. В отдельных случаях коммивояжеры мотивируют необходимость покупок требованиями законодательства, внушая потенциальным покупателям, что данная покупка позволит избежать штрафов и иных санкций за нарушения требований законодательства.

Так, например, в Управление поступают обращения потребителей, связанные с приобретением в кредит дорогостоящей кухонной посуды, светодиодных ламп, энергосберегателей, озонаторов «Триостат», предназначенных для общего оздоровления организма, очищения и дезинфекции воды, очистки и озонации воздуха, обработки пищевых продуктов и, со слов продавцов, якобы эффективно снижающих артериальное давление.

В настоящее время на территории области активно работают представители  ИП Черняковой Т.С., реализующие на дому у потребителей газовые сигнализаторы, и представители ООО «Водоканал межрегионсервис» (юридический адрес: г.Великий Новгород), реализующие и устанавливающие в жилых помещениях фильтры для очистки воды.

Наиболее часто пострадавшими от навязчивых продавцов являются пожилые люди.  Продавцы квалифицированно подготовлены и  правильно, в нужном им направлении, общаются с потенциальными покупателями, где необходимо акцентируют их внимание, где необходимо отвлечь, делают это профессионально. Кроме того, процесс торговли, презентации товара имеет свой сценарий и, чтобы исключить возможность законного его возврата, данные товары сразу же вводятся продавцом в употребление: в кастрюлях кипятят воду,  устанавливают «энергосберегатели» и фильтры и т.д.

Так, например, согласно заявлению инвалида 1 группы, проживающей на улице Союзной в г.Курске, сотрудники ООО «Водоканал межрегионсервис» преставились сотрудниками управляющей компании и предложили установить водоочиститель «Гейзер-стандарт», стоимостью 50,0 тыс. руб., но как инвалиду-льготнику со скидкой за 27, 0 тыс. руб. Фильтр установили, но на следующий день пожилая женщина решила, что данная покупка слишком дорога и обратилась к продавцу  в письменном виде с требованием расторжения договора купли-продажи. ООО «Водоканал межрегионсервис» отказало в возврате денег ввиду того, что фильтр уже установлен, т.е. он был в употреблении.

Граждан, необдуманно совершивших покупку, беспокоит вопрос – как вернуть свои деньги, а ненужный товар продавцу? Но нередко юридический адрес продавца находится в другом регионе, офис в Курске часто существует формально и не обеспечивает доступа для покупателей.

При этом на руках у покупателей остаются чеки с их личной подписью об ознакомлении с прилагаемой инструкцией об использовании и отсутствием претензий к продавцу.

Управление на своем официальном сайте и посредством региональных СМИ регулярно  разъясняет требования действующего законодательства и  рекомендует потенциальным покупателям до подписания договоров на покупку товаров вне стационарных торговых точек осмыслить необходимость таких покупок и трезво оценить их необходимость. Доступен для потребителей и Федеральные государственный информационный ресурс в сфере  защите прав потребителей zpp.rospotrebnadzor.ru, где граждане могут получить максимум полезной информации по интересующим вопросам.

Учитывая, что большинство поступающих в контролирующие органы или органы правопорядка обращений связаны с изложением обстоятельств конкретного имущественного спора, обязать какой-либо хозяйствующий субъект удовлетворить требования потребителя может только суд.

В этой связи  разъяснительная работа с населением требует активизации со стороны всех заинтересованных ведомств - к такому выводу пришли участники Консультативного совета. С целью максимальной защиты прав потребителей при покупке товаров вне стационарного места нахождения продавца необходимо дальнейшее расширение взаимодействия с региональными, федеральными, муниципальными органами исполнительной и законодательной власти, общественными организациями и объединениями потребителей, предпринимательским сообществом, СМИ, надзорными органами в других регионах, в том числе путем взаимного информирования по актуальным вопросам защиты прав потребителей, проведения «горячих линий» и «круглых столов» по темам обеспечения защиты потребительских прав граждан.

В итоговом решении подчеркнута также необходимость совершенствования работы в направлении повышения публичности результатов проверок и результатов рассмотрения обращений и заявлений граждан.