О требованиях к работе агрегаторов такси

Дата публикации: вт, 19/11/2019 - 15:02

 

 

Каждому  из нас знакома ситуация, когда нужно быстро добраться до нужного пункта, чтобы вовремя  успеть на вокзал к отправлению или прибытию поезда, или  не опоздать на важную встречу -  время от времени мы пользуемся услугами такси.

Развитие интернета, новых технологий и программных продуктов способствовали появлению нового вида деятельности в сфере оказания транспортных услуг – работы агрегаторов такси.

Агрегатор такси — компания (юридическое лицо или индивидуальный предприниматель), осуществляющая приём и (или) передачу заказов на перевозку пассажиров и багажа легковым такси на основании договора об оказании информационно-диспетчерских услуг с перевозчиком, имеющим разрешение на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси на территории страны. Таким образом, получается, что  официально агрегаторы такси перевозками пассажиров не занимаются, а выступают в роли посредника между водителем и пассажиром такси. Это разные виды оказания услуг, при этом оба они подпадают под действие Федерального закона от 8 ноября 2007 г. №259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта» и «Правил перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. №112.

Согласно данным документам, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора фрахтования. Публичный договор фрахтования заключается в устной форме фрахтователем (пассажиром) непосредственно с водителем легкового такси, действующим от имени и по поручению фрахтовщика (если водитель является индивидуальным предпринимателем, от собственного имени) или путем принятия к выполнению фрахтовщиком (перевозчиком) заказа фрахтователя. Заказ фрахтователя принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя. Права и обязанности по такому договору возникают непосредственно у фрахтовщика. При этом в качестве фрахтовщика может выступать юридическое лицо либо индивидуальный предприниматель, который имеет в штате водителей такси, и тогда сделка, совершенная водителем от имени фрахтовщика, создает гражданские права и обязанности у представляемого. Другой вариант, когда у фрахтовщика в штате нет водителей и сам не осуществляет перевозки, а нанимает водителей такси по гражданско-правовому договору и затем организует перевозки такси (по другому агрегатор-такси). В качестве таких организаторов перевозок такси могут быть диспетчерские службы либо мобильные приложения, которые оказывают посреднические услуги по оформлению заказов на обслуживание автотранспортом. Водители, заключившие гражданско-правовые договоры с такими организаторами перевозок, должны иметь статус индивидуального предпринимателя и, следовательно, контрагентом фрахтователя, т.е. фрахтовщиком. В рассматриваемом случае фрахтовщиком является водитель такси, действующий от собственного имени. Права и обязанности по такому договору возникают уже непосредственно у водителя такси.

Данную информацию фрахтовщик обязан сообщить потребителю по прибытии легкового такси к месту его подачи, а также обязательно должна быть размещена на передней панели легкового такси справа от водителя и содержать следующие сведения:

- наименование фрахтовщика;

- визитная карточка водителя с фотографией;

- условия оплаты за пользование легковым такси;

- наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа.

Фрахтовщик также обязан выдать фрахтователю квитанцию в форме бланка строгой отчетности или кассовый чек, подтверждающие оплату стоимости пользования легковым такси. В случае отсутствии такой информации о перевозчике, потребителю следует знать, что данную услугу оказывает не официальный перевозчик и у него отсутствует разрешение на данный вид деятельности. Воспользовавшись услугами по перевозке  физического лица, не зарегистрированного в установленном порядке в качестве индивидуального предпринимателя, у потребителя могут возникнуть сложности с реализацией своих прав, предусмотренных действующим законодательством в сфере защиты прав потребителей.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 26 июня 2018г. №26 сформулирована правовая позиция, касающаяся ответственности  "агрегаторов такси" за вред, причиненный пассажирам в процессе перевозки. Верховный суд РФ, в частности, указал, что лицо, к которому обращается клиент для заключения договора перевозки пассажиров и багажа, отвечает перед пассажиром за причиненный в процессе перевозки вред, если оно заключило договор от своего имени либо из обстоятельств заключения договора (например, рекламные вывески, информация на сайте в сети "Интернет", переписка сторон при заключении договора и т.п.) у добросовестного гражданина - потребителя могло сложиться мнение, что договор заключается непосредственно с этим лицом, а фактический перевозчик является его работником либо третьим лицом, привлеченным к исполнению обязательств по перевозке.

 При заключении договора будьте бдительней и заранее интересуйтесь информацией о перевозчике. Проконсультироваться по вопросам некачественного оказания транспортных услуг, в т.ч. услуг такси и каршеринга можно по телефонам «горячей линии» Управления Роспотребнадзора по Курской области (4712) 58-71-86,  которая работает до 25 ноября включительно. Звонки принимаются в рабочие дни  с 9.00 до 17.00  с перерывом с 13.00 до 14.00. В пятницу - с 10.00 до 16.00.

Кроме того, у потребителей есть возможность получить консультацию  позвонив в Единый консультационный центр Роспотребнадзора по номеру 8-800-555-49-43 (звонок бесплатный).