О требованиях к микроклимату в помещениях детских учреждений

Дата публикации: чт, 03/11/2016 - 15:48

Контроль за обеспечением в детских учреждениях микроклимата, соответствующего санитарно-гигиеническим требованиям, является одним из приоритетных направлений деятельности Управления Роспотребнадзора по Курской области. Напоминаем о важнейших требованиях санитарного законодательства к обеспечению благоприятного микроклимата при организации пребывания детей в детских учреждениях.

Организаторы педагогического процесса могут обеспечить желаемый психологический комфорт в коллективах и предложить самые совершенные образовательные программы, но несоответствие  санитарно-эпидемиологическим  требованиям таких гигиенических параметров, как температура и относительная влажность воздуха могут существенно влиять как на успех в реализации педагогических идей, так и на самочувствие и здоровье детей.

Особое внимание в нормативах уделяется микроклимату. Например, относительная влажность воздуха в помещениях с пребыванием детей должна быть в пределах 40-60%. Более сухой воздух сушит слизистые верхних дыхательных путей, тем самым снижает их способность противостоять болезнетворным бактериям, передающимся воздушно-капельным путём. Если же влажность выше нормы, то сырость создаёт идеальные условия для появления источников аллергии у детей (например, плесени). Что касается температурного режима, то он регламентируется ещё более строго в помещениях различного назначения: от 170С в учебных мастерских до 22-240С в помещениях ясельных групп и 290С – в зале бассейна.

Очевидно, недостаточно теплое помещение, наличие сквозняков  может стать причиной переохлаждения и проблем со здоровьем. Однако,  длительное нахождение во влажном и душном помещении, слишком теплая одежда не по сезону вредны не меньше, чем при охлаждении. Перегрев опасен прежде всего обезвоживанием. Из-за обезвоживания   нарушаются многие важные обменные процессы, из-за чего в организме накапливаются токсические вещества, в   свою очередь, негативно влияющие на работу жизненно важных органов - мозга, сердца, почек и других.

Инсоляция помещений (проникновение солнечных лучей через световые проемы) также является важным гигиеническим показателем, который нормируется и рассчитывается в проектах строительства детских учреждений. Солнечные лучи, проникая в помещения, оказывают бактерицидный эффект.

Требования к микроклимату помещений в общеобразовательных и дошкольных  учреждениях, организациях дополнительного образования детей регулируются санитарными правилами СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», СанПиН 2.4.1.3049-13 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций», СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

В общеобразовательных учреждениях температура воздуха в учебных помещениях и кабинетах, кабинетах психолога и логопеда, лабораториях, актовом зале, столовой, рекреациях, библиотеке, вестибюле, гардеробе должна составлять 18-24°C; в спортзале и комнатах для проведения секционных занятий, мастерских – 17-20°C; в спальне, игровых комнатах, помещениях подразделений дошкольного образования и школьного интерната – 20-24°C; в медицинских кабинетах, раздевальных комнатах спортивного зала – 20-22°C, в душевых – 24-25°C, в санитарных узлах и комнатах личной гигиены – 19-21°C.

В основных помещениях детского сада температура должна составлять:

22-24° С - в приемных, игровых ясельных групп;

21-23° С - в приемных, игровых младшей, средней, старшей групп;

19-20° С - в спальнях всех групповых ячеек;

22-24° С  - в туалетных комнатах ясельных групп;

19-20° С  - в туалетных дошкольных групп;

22-24° С  - в помещениях медицинского назначения;

19-20° С  - в помещениях для музыкальных и гимнастических занятий;

не менее 29° С    - в залах с ванной бассейна;

25-26° С    - в раздевалках с душевой бассейна;

минимум 12° С  - на прогулочных верандах;

не менее 15° С    - в отапливаемых переходах.

Управление Роспотребнадзора по Курской области напоминает: условия микроклимата крайне важны и при организации жизни и игровой (учебной) деятельности детей дома. В связи с этим приведенная информация будет полезна как педагогам, так и родителям. Помните, увлеченный игрой ребенок может просто не замечать текущие изменения вокруг и продолжают спокойно играть даже при высокой температуре, и точно не задумается о таких «мелочах», как сквозняки или прохлада в комнате, поэтому такие важные моменты должны оставаться на контроле взрослых.