О проверке качества и экспертизе товаров ненадлежащего качества

Дата публикации: ср, 10/06/2015 - 03:00

О проверке качества и экспертизе товаров ненадлежащего качества

Купля-продажа, пожалуй, самый популярный тип сделки, в которой принимает участие практически каждый человек. Ежедневно миллионы людей посещают разнообразные магазины и что-то в них покупают. При этом немногие в достаточной степени осведомлены о собственных правах в области совершения покупок, в то время как случаи, когда товар не отвечает предъявляемым требованиям и его необходимо вернуть продавцу или заменить на товар надлежащего качества, встречаются довольно часто.

Один из самых традиционных случаев, когда потребителю требуются знания закона – обнаружение недостатков товара.

Отношения в области защиты прав потребителей регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее - Закон), другими федеральными законами и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации.

При этом под недостатком товара (работы, услуги), согласно преамбулы Закона «О защите прав потребителей», понимается, несоответствие товара (работы, услуги) или обязательным требованиям, предусмотренным законом, либо в установленном им порядке, или условиям договора (при их отсутствии или неполноте условий обычно предъявляемым требованиям), или целям, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется, или целям, о которых продавец (исполнитель) был поставлен в известность потребителем при заключении договора, или образцу и (или) описанию при продаже товара по образцу и (или) по описанию.

Права потребителя при обнаружении в товаре недостатков определены статьей 18 Закона «О защите прав потребителей». Руководствуясь законом, в случае выявления каких-либо недостатков, следует обращаться к продавцу (исполнителю) с претензией в письменном виде.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны принять товар ненадлежащего качества и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара.

Требуйте записать результат проверки качества и состояние товара в данный момент (внешний вид, наличие царапин, сколов, трещин, потертостей, комплектацию).

В соответствии со ст. 18 Закона в случае спора о причинах возникновения недостатков товара продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны провести экспертизу товара за свой счет.

Необходимо знать, что проверка качества и экспертиза товара это различные мероприятия. Проверку качества товара продавец может провести на месте продажи в Вашем присутствии, не обращаясь в сервисный центр.

В отличие от проверки качества, экспертизу товара проводит организация или индивидуальный предприниматель, уполномоченные на проведение такого рода работ.

В качестве эксперта может быть привлечено любое не заинтересованное в исходе дела совершеннолетнее лицо, обладающее специальными познаниями в науке, технике, искусстве или ремесле, достаточными для проведения экспертизы и дачи экспертного заключения.

Эксперт дает заключение в письменной форме и лично подписывает. В экспертном заключении должно быть указано, кем и на каком основании проводились исследования, их содержание, должны быть даны обоснованные ответы на поставленные перед экспертом вопросы и сделаны выводы.

Если в результате экспертизы товара установлено, что его недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец (изготовитель), потребитель обязан возместить продавцу (изготовителю), уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру расходы на проведение экспертизы, а также связанные с ее проведением расходы на хранение и транспортировку товара.

Продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, на который не установлен гарантийный срок, если потребитель докажет, что они возникли до передачи товара потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В отношении товара, на который установлен гарантийный срок, продавец (изготовитель), уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер отвечает за недостатки товара, если не докажет, что они возникли после передачи товара потребителю вследствие нарушения потребителем правил использования, хранения или транспортировки товара, действий третьих лиц или непреодолимой силы.

Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.