О приобретении дорогостоящей кухонной посуды на презентациях. Разъяснения для потребителей

Дата публикации: ср, 09/12/2015 - 03:00

О приобретении дорогостоящей кухонной посуды на презентациях. Разъяснения для потребителей

В октябре-ноябре текущего года в Управление Роспотребнадзора по Курской области поступило 4 письменных и более 10 устных обращений граждан, связанных с приобретением в кредит дорогостоящей кухонной посуды.

При рассмотрении данных обращений установлено, что ООО «ЭКО-ЛАЙФ», юридический адрес – г.Белгород, Гражданский проспект, 18, организует на территории нашей области презентации дорогостоящей кухонной посуды. Как правило, на данные мероприятия приглашается самая уязвимая часть потребителей – пенсионеры, которые и становятся впоследствии жертвами агрессивного маркетинга.

В ходе презентации продавцы расхваливают «необыкновенные» свойства посуды, демонстрируют приготовление в ней самых разнообразных блюд, а затем предлагают купить чудо-кастрюли за 60 и более тысяч рублей. Поскольку у присутствующих таких денег с собой нет, им предлагается подписать кредитный договор.

Дома, после осмысления своих действий в отношении совершенной покупки, многие желают вернуть товар продавцу и расторгнуть кредитный договор. В большинстве случаев это не представляется возможным.

В этой связи Управление считает необходимым сообщить следующее. В соответствии с Правилами продажи отдельных видов товаров, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации №55 от 19 января 1998 года, покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему кухонной посуды обменять ее в месте покупки и иных местах, объявленных продавцом, на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый перерасчет с продавцом.

При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара, покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму.

Обращаем внимание на то, что иные основания обмена (возврата), (такие как высокая цена товара, отсутствие денежных средств, тяжелое финансовое положение) не основаны на законе, и продавец в данном случае вправе отказать в возврате денежных средств.

Кроме того, имеются факты (со слов потребителей), когда в процессе передачи товара представителями продавца с посуды умышленно отклеиваются фабричные наклейки, тем самым исключается дальнейшая возможность возврата товара - ввиду отсутствия фабричных ярлыков (ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Так же, со слов заявителей, имеются случаи, когда покупателям передается посуда, в которой демонстрировался процесс приготовления пищи, после которого товар переводится в категорию бывшего в употреблении, тем самым покупатель лишается права на обмен (возврат) товара.

В силу ст. 25 Закона РФ «О защите прав потребителей», требование покупателя об обмене либо возврате товара подлежит удовлетворению, если товар не был в употреблении, сохранены его товарный вид, потребительские свойства, пломбы, фабричные ярлыки, а также имеются доказательства приобретения товара у данного продавца.

Обращаем также внимание потребителей на то, что кредитный договор и договор купли-продажи - это две абсолютно разные, самостоятельные гражданско-правовые сделки с определенными правами и обязанностями для участвующих сторон.

При этом Банк не является участником договора купли-продажи товара в кредит, равно как продавец не является участником кредитного договора, заключаемого между кредитной организацией и потребителем в целях приобретения последним товаров для своих личных нужд.

Таким образом, расторжение договора купли-продажи в правовом смысле не влечет расторжение кредитного договора. Потребитель должен обратиться в Банк с письменным заявлением о расторжении кредитного договора, с приложением документального подтверждения расторжения договора-купли продажи.

Данные правоотношения квалифицируются как имущественный спор. Федеральная служба Роспотребнадзора не уполномочена рассматривать имущественные споры и не вправе в административном порядке обязать хозяйствующий субъект вернуть деньги и возместить понесенные убытки. Следовательно, если требование о расторжении договора купли-продажи (рекомендуем оформить его письменно) не удовлетворено продавцом в добровольном порядке, спор может быть разрешен только судом (ст. 11 ГК РФ).

В соответствии со ст. 28, ч.ч. 7, 10 ст. 29 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, ст. 17 Закона потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика.

В соответствии со ст. 89 ГПК, ст. 17 Закона «О защите прав потребителей», при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

На основании вышеизложенного, учитывая имеющиеся факты совершения гражданами необдуманных покупок, а также объективно оценивая минимальную возможность вернуть товар надлежащего качества без веских на то оснований, рекомендуем потенциальным покупателям до подписания договоров на покупку дорогостоящих товаров осмыслить необходимость таких покупок и трезво оценить свои финансовые возможности.

Для этого рекомендуем не спешить совершать сделку: даже если Вам говорят, что осталось совсем немного товара, и вы можете не успеть, следует взять тайм-аут - некий промежуток времени, критически отнестись к желанию тотчас стать обладателем чудо-посуды или другого необычного товара и принять решение приобрести его в следующий раз, если в нем действительно возникнет необходимость. Такая осмотрительность поможет избежать поспешных покупок, и при сегодняшнем изобилии товаров вы сможете без спешки сделать оптимальный выбори порадовать себя и своих близкихдействительно нужной покупкой - по средствам и только с положительными эмоциями.