О правилах перевозки пассажиров легковым такси

Дата публикации: пт, 04/12/2015 - 03:00

О правилах перевозки пассажиров легковым такси

В Управление Роспотребнадзора по Курской области поступают обращения граждан о неудовлетворительной организации перевозок пассажиров легковым такси. В основном претензии потребителей касаются длительности ожидания машин, отсутствия кресел для перевозки детей и грубости со стороны водителей.

В этой связи, с целью повышения правовой грамотности населения, считаем целесообразным сообщить следующее.

Права и обязанности участников правоотношений, возникающих при оказании услуг по перевозке пассажиров легковым такси, регулируются Гражданским кодексом РФ, Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон), Постановлением Правительства РФ от 14.02.2009 №112 «Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом» (далее – Правила).

В соответствии с п.п. 102, 103 Правил, перевозка пассажиров и багажа легковым такси осуществляется на основании публичного договора, заключаемого потребителем непосредственно с водителем такси или путем принятия к выполнению заказа. Заказ принимается с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения исполнителя или его представителя.

Исполнитель обязан зарегистрировать принятый к исполнению заказ потребителя в журнале регистрации. Номер принятого к исполнению заказа сообщается потребителю.

По прибытии легкового такси к месту его подачи, исполнитель сообщает потребителю местонахождение, государственный регистрационный знак, марку и цвет кузова легкового такси, а также фамилию, имя и отчество водителя и фактическое время подачи (требования п. 107 Правил).

Согласно п. 109 Правил, маршрут перевозки пассажиров и багажа определяется исполнителем. Если указанный маршрут не определен, водитель легкового такси обязан осуществить перевозку по кратчайшему маршруту.

Кроме того, в соответствии с п. 110 Правил, плата за пользование такси, предоставленным для перевозки пассажиров и багажа, определяется независимо от фактического пробега машины и фактического времени пользования им (в виде фиксированной платы) либо на основании установленных тарифов, исходя из фактического расстояния перевозки и (или) фактического времени пользования легковым такси, определенными в соответствии с показаниями таксометра, которым в этом случае оборудуется автомобиль.

Настоящие Правила также содержат порядок перевозки багажа.

Так, например, в легковом такси разрешается провозить в качестве ручной клади вещи, которые свободно проходят через дверные проемы, не загрязняют и не портят сидений, не мешают водителю управлять автомобилем и пользоваться зеркалами заднего вида.

Багаж перевозится в багажном отделении машины. Габариты багажа должны позволять осуществлять его перевозку с закрытой крышкой багажного отделения.

В салоне автомобиля, предоставляющего услуги легкового такси, должны находиться Правила перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, которые предоставляются потребителю по его требованию.

На передней панели легкового такси справа от водителя размещается следующая информация:

а) полное или краткое наименование организации – перевозчика;

б) условия оплаты за пользование легковым такси (из расчета расстояния пути или времени пользования);

в) визитная карточка водителя с фотографией;

г) наименование, адрес и контактные телефоны органа, обеспечивающего контроль за осуществлением перевозок пассажиров и багажа легковым такси.

Все поступившие в Управление Роспотребнадзора по Курской области обращения граждан о фактах нарушений в сфере пассажирских перевозок службами такси рассмотрены, всем заявителям, в каждом конкретном случае, даны разъяснения о механизме реализации своих потребительских прав в соответствии с действующим законодательством.

По возникающим вопросам за консультативной помощью потребители могут обращаться в Управление Роспотребнадзора по Курской области (ул. Ленина, д.70), а также Консультационный центр для потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Курской области» (ул. Почтовая, д.3).

Кроме того, пассажир имеет право на обращение в судебные органы.

Согласно ст. 17 п. 2 Закона и со статьей 28, частями 7 и 10 статьи 29 Гражданского процессуального кодекса РФ, потребитель вправе предъявить иск в суд по своему месту жительства или по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика либо по месту заключения договора. В соответствии с п.3 ст. 17 Закона и ст. 89 ГПК при обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме того, в соответствии со ст. 15 Закона потребитель имеет право на компенсацию морального вреда, причиненного вследствие нарушения исполнителем его прав.

Компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.