О правах потребителей зрелищных услуг

Дата публикации: пт, 16/05/2014 - 04:00

О правах потребителей зрелищных услуг

Основные права потребителей при заключении договора об оказании услуг, в том числе зрелищных, определены Гражданским кодексом РФ (гл.39 Возмездное оказание услуг), Законом РФ от 07.02.1992 №2300-1 «О защите прав потребителей».

Исходя из анализа обращений, поступавших в Управление Роспотребнадзора по Курской области, основные нарушения потребительских прав связаны:

- с нарушением сроков исполнения договора оказания услуг, например, когда осуществляется продажа билетов на сеанс, который уже начался;

- с неисполнением заключенного договора, выразившегося в продаже двух билетов на одно место в зале;

- с включением в договор условий, ущемляющих права потребителя, когда исполнитель услуг не предусматривает возможность возврата купленных билетов.

В связи с этим Управление Роспотребнадзора по Курской области разъясняет, что ответственность исполнителя за нарушение сроков исполнения вышеуказанных услуг установлена ст.28 Закона «О защите прав потребителей» (далее Закон). Однако, не все требования, предусмотренные данной статьей, по своему смыслу могут быть применены к отношениям по оказанию зрелищных услуг. По общему правилу, потребитель имеет право потребовать уменьшения цены услуги, право на отказ от договора и на возмещение убытков.

В случае нарушения сроков оказания услуги исполнитель также уплачивает потребителю неустойку в размере 3% от стоимости услуги за каждый день (если срок определен в днях) или за каждый час (если срок установлен в часах) просрочки. Неустойка (пеня) за нарушение сроков начала оказания услуги взыскивается вплоть до начала оказания услуги или предъявления потребителем вышеуказанных требований. Сумма взысканной потребителем неустойки (пени) не может превышать цену оказания услуги.

В соответствии со статьей 29 Закона потребитель, услуга которому оказана с недостатками, может по своему выбору потребовать соответствующего уменьшения цены оказанной услуги, повторного оказания услуги (если это возможно) либо возмещения убытков, в том числе отказавшись от исполнения договора.

В большинстве случаев нельзя потребовать безвозмездного устранения недостатков оказанной услуги, возмещения расходов на их устранение своими силами или третьими лицами, исходя из специфики оказания зрелищных услуг.

В соответствии с пунктом 3 статьи 29 Закона «О защите прав потребителей» требования, связанные с недостатком оказанной услуги, могут быть предъявлены при ее принятии или в ходе ее оказания. Требования потребителя об уменьшении цены за оказанную услугу, о возврате уплаченной за услугу денежной суммы и возмещении убытков подлежат исполнению в течение десяти дней с момента его предъявления.

Если в результате неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательств перед потребителем ему причинен моральный вред (физические или нравственные страдания), он также подлежит возмещению в размере, определяемом судом.

Договор оказания услуг кинотеатром, цирком, театром и т.д. оформляется путем выдачи потребителю билета. Билет представляет собой документ установленной формы, содержащий информацию об условиях договора с потребителем и, как правило, подтверждающий факт оплаты услуги (форма билета утверждена Приказом Министерства культуры РФ от 17 декабря 2008 г. N 257 Об утверждении бланков строгой отчетности).

В соответствии со статьей 782 Гражданского кодекса РФ потребитель вправе в одностороннем порядке отказаться от исполнения договора возмездного оказания услуг при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов. Аналогичное правило предусмотрено статьей 32 Закона. При этом бремя доказательства размера расходов будет лежать на исполнителе.

При заключении договора с потребителем учреждения культуры нередко оговаривают право удержать часть стоимости билета при его возврате потребителем до начала мероприятия. Данное условие не соответствует действующему законодательству и ущемляет установленные законом права потребителя.