О правах потребителей в сфере интернет-торговли

Дата публикации: вс, 15/06/2014 - 04:00

О правах потребителей в сфере интернет-торговли

Темп современной жизни диктует новые привычки, и все чаще мы приобретаем самые разные вещи не в настоящем магазине, а в виртуальном пространстве. Сегодня многие заказывают в Интернете бытовую технику и оборудование, мебель и т. п. Кроме положительных моментов при покупке через Интернет, есть у Интернет-торговли и недостатки.

Предлагаем несколько советов, которые упростят вашу покупку. Тщательно выбирайте магазин. Лучше всего воспользоваться специализированным магазином: если виртуальное торговое предприятие предлагает слишком много товаров разного назначения (от ковров до макарон), есть вероятность, что вас не смогут правильно сориентировать при выборе интересующего вас изделия.

Перед покупкой товара в интернет-магазине изучите ассортимент обычных магазинов, а также проконсультируйтесь у продавца (реального или виртуального). Например, консультант магазина может рассказать, какой тип водонагревателя подойдет именно для вашего дома.

Ознакомившись с товаром, который собираетесь приобретать, уточните условия и стоимость его доставки в ваш регион. Спросите, привезут ли весь заказ сразу или разделят на несколько партий; что будет, если служба доставки не застанет вас дома в назначенный день и час, и т. д.

Проверьте, нет ли признаков того, что магазин, скорее всего, «растворится» в Интернете до того, как вам доставят заказ:

• отсутствие фактического адреса и телефона, по которым можно связаться с представителями магазина;

• электронные почтовые ящики магазина зарегистрированы на бесплатных почтовых серверах (интернет-магазин с хорошей репутацией не позволяет себе использовать бесплатную почту);

• очень низкая посещаемость сайта;

• цены в несколько раз ниже, чем в реальном магазине;

• полная предоплата товара как единственное условие его доставки вам;

• уже при регистрации на сайте требуют предоставить избыточную информацию – например, назвать номер банковской карты.

Обратите особое внимание, есть ли на сайте фактический адрес магазина, – если нет, следует иметь в виду - пожаловаться на нарушение договора будет некуда. Специального законодательства, регулирующего работу интернет-магазинов, не существует – для этого есть общие правила, но в данном случае сотрудникам контролирующих органов прийти с проверкой будет просто некуда.

Ознакомьтесь с условиями поставки товара и правилами его возврата. Особенно внимательно отнеситесь к покупке в зарубежном интернет-магазине: узнайте, можно ли вернуть товар, кто будет нести расходы по его возврату, какие документы вам предстоит для этого заполнить, и помните, что вам, возможно, придется оплатить дополнительные налоги и пошлины. В функционирующем в рамках правового поля интернет-магазине правила возврата товара должны быть доступны.

Товар надо осмотреть, удостовериться, что вам привезли именно то, что вы заказывали (и в том количестве, которое вы указали в своем заказе), и проверить, все ли с ним в порядке. Если это бытовая техника, включите прибор в сеть и убедитесь в его работоспособности; если одежда или обувь – примерьте и посмотрите, подходит ли она по размеру. Покупая бытовую технику, надо помнить, что каждый предмет проходит гарантийную проверку перед отправкой вашего заказа (в гарантийном талоне должна быть сделана отметка об этом). Ну, а, если уже доставленный товар вас по каким-то причинам не устроил – его можно вернуть продавцу.

Оформление возврата товара

Если заказанная вами вещь почему-либо вас не устраивает, ее можно возвратить – это закреплено Законом РФ «О защите прав потребителей». В ст. 26.1 вышеуказанного Закона сказано, что вы вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара – в течение семи дней.

Если информация о порядке и сроках возврата товара надлежащего качества не была предоставлена в письменной форме при его доставке, вы имеет право отказаться от товара в течение 3 месяцев с момента его передачи.

Возвращаемое изделие должно сохранять свой первоначальный товарный вид и потребительские свойства, а также документ, подтверждающий факт и условия покупки указанного товара. Потеря документа, подтверждающего факт покупки товара (то есть документа, привезенного вместе с товаром), – тоже не проблема: доказать, что вы приобрели данную вещь, можно при помощи электронного письма от магазина о том, что ваш заказ принят к исполнению.

Иностранные интернет-магазины обычно вкладывают в посылку с товаром документ, который покупатель должен заполнить при возврате изделия, а также наклейки с адресом продавца, чтобы отправить ему вещи. Если же такой наклейки вы не обнаружили (далеко не все российские интернет-магазины подобным образом облегчают жизнь своим клиентам), ознакомиться с условиями и процедурой возврата товара, а также узнать адрес продавца можно на том же сайте, где вы делали заказ.

Вещи ненадлежащего качества возвращают по общим правилам.

Будьте внимательны!