О правах граждан - потребителей парикмахерских услуг.

Дата публикации: ср, 03/02/2010 - 03:00

О правах граждан - потребителей парикмахерских услуг.

Парикмахерские услуги, пожалуй, одни из самых востребованных среди населения. С каждым годом парикмахерские салоны, маникюрные и педикюрные кабинеты предлагают все больший объем услуг, новинки в плане сложности и разнообразия. Столь же серьезными являются и требования к подобным заведениям, предъявляемые как клиентами, так и контролирующими органами. Так, контрольные мероприятия, проведенные санитарно-эпидемиологической службой в 2009 году, выявили массу нарушений санитарного и потребительского законодательства.

Из 65проверок соблюдения законодательства в сфере защиты прав потребителей при оказании платных бытовых услуг, 85% завершились составлением протоколов о выявленных правонарушениях различного характера. Среди проверенных предприятий 30 салонов-парикмахерских, в 29 из которыхустановлены нарушения требований ФЗ «О защите прав потребителей», Правил оказания бытовых услуг, ФЗ « 52 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.2.1199-03 «Парикмахерские. Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, оборудованию и содержанию».

Так, исполнителями услуг потребителям не предоставлялась в наглядной и доступной форме необходимая информация:

- о государственной регистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа;

- данные о конкретном лице, которое оказывает услугу (выполняет работу);

- перечень оказываемых услуг.

Нередко исполнитель не предоставляет потребителю возможности ознакомиться с Правилами бытового обслуживания населения в РФ; адресами и телефонами подразделения по защите прав потребителей; образцами договоров (квитанций, иных документов) об оказании услуг (выполнении работ).

Кроме того, в большинстве случаев договора об оказании услуги не оформляются в письменной форме и не выдаются потребителям.

Среди нарушений действующего санитарного законодательства наиболее часто встречались несоблюдение требований к организации профилактических мероприятий и дезинфекции (обеззараживание инструмента, рабочих поверхностей и т.д.); отсутствие бактерицидных ультрафиолетовых облучателей для обеззараживания воздуха; несоблюдение требований к внутренней отделке помещений.

В ходе контрольных мероприятий выявлены факты использования при оказании парикмахерских услуг парфюмерно-косметических изделий без необходимой информации для потребителей на русском языке, а также с истекшим сроком годности от одного месяца до двух лет (воск для волос, лак для ногтей).

Выявлены нарушения и при розничной продаже товара в парикмахерских: правила продажи отдельных видов товаров не были доведены до сведения потребителей в наглядной и доступной форме; на ценниках отсутствовали наименование товара, дата оформления ценников, подпись материально-ответственного лица.

Помимо этого, проверяющими установлено наличие в продаже в салонах парикмахерских парфюмерно-косметических изделий (шампуни) с истекшим сроком годности от 14 дней до 4, 5 месяцев.

По итогам надзорных мероприятий к административной ответственности в виде штрафов привлечено 58 ответственных лиц; руководителям учреждений выданы предписания об устранении выявленных нарушений.

Не стоит, однако забывать, что культуру обслуживания и соблюдение законности при предоставлении тех или иных услуг в сегодняшних, рыночных, условиях формирует не только и не столько непосредственно исполнитель, но в не меньшей степени сам потребитель этих услуг. Не секрет, что большинство из нас не знают о том, что при оказании тех или иных услуг обязательным является письменное оформление договора, а еще меньшее число наших сограждан пользуются своими законными правами, инициируя это оформление. При этом очевидно, что оформление является как залогом качественного исполнения услуги, так и гарантией успеха при предъявления претензии к исполнителю в случае некачественного исполнения. В данном случае важно помнить, что при выполнении маникюра специалист должен выполнять не меньшие требования безопасности, чем при оказании медицинских услуг. И в случае неблагоприятных последствий без пресловутой квитанции доказать факт пользования услугами маникюрши будет весьма затруднительно.

СОВЕТЫ ПОТРЕБИТЕЛЯМ

В первую очередь обратите внимание на наличие информации об исполнителе:

- для организации – фирменное наименование, место ее нахождения (адрес) и режим работы;

- для индивидуального предпринимателя – информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа.

Исполнитель обязан иметь книгу отзывов и предложений.

При оказании парикмахерских услуг с использованием парфюмерно-косметических изделий исполнителя, потребитель имеет право ознакомиться с наличием имеющейся информации на указанных изделиях.

При оказании услуги (выполнении работы) исполнитель обязан оформить договор (квитанцию, иной документ) в письменной форме и один экземпляр выдать потребителю.

В договоре на оказанную услугу должна содержаться следующая информация:

- фирменное наименование и местонахождение (юридический адрес) организации исполнителя (для индивидуального предпринимателя - фамилия, имя, отчество, сведения о государственной регистрации);

- вид услуги (работы);

- цена услуги (работы);

- дата приема и исполнения заказа;

- должность лица, принявшего заказ.