О досудебной и судебной защите прав потребителей

Дата публикации: чт, 09/04/2015 - 03:00

О досудебной и судебной защите прав потребителей

Иногда обстоятельства складываются таким образом, что права потребителя при продаже товара или оказании услуги продавцом (исполнителем, изготовителем) бывают не соблюдены или нарушены. Ситуация не очень приятная, но не стоит расстраиваться - закон на стороне потребителя, и если Вы уверены, что Ваши права ущемлены, смело отстаивайте свою позицию.

При этом следует иметь в виду, что законодательством о защите прав потребителей предусмотрено не только восстановление нарушенных прав, но и взыскание убытков, морального вреда и наложение штрафа за неисполнение требований потребителя в добровольном порядке с нарушившего право потребителя.

Для восстановления нарушенных прав потребителя Законом Российской Федерации от 07.02.1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» (далее – Закон) предусмотрено два варианта защиты прав: досудебная защита и защита нарушенных прав в суде.

Досудебный порядок разрешения споров, вытекающих из потребительских отношений, является первоначальным этапом разрешения возникшего конфликта. Его сущность состоит в том, что потребитель может предъявить требование о защите нарушенного права непосредственно продавцу или исполнителю услуг, не обращаясь с иском в суд.

Данный порядок рассмотрения требований потребителей предусмотрен с целью побудить стороны самостоятельно урегулировать возникшие разногласия, не допуская дальнейшего развития конфликта.

Несмотря на то, что предъявление досудебной претензии в большинстве случаев не является обязательным, Управление Роспотребнадзора по Курской области рекомендует потребителю обращаться к продавцу или исполнителю услуг с письменной претензией, причем оформленной в двух экземплярах, для того, чтобы зафиксировать юридически значимые факты, для последующего доказывания их в суде. В претензии необходимо изложить суть предъявляемых требований, ее можно непосредственно вручить или отправить заказным письмом с уведомлением о вручении адресату.

Согласно статьям 20-22 Закона, требования потребителя подлежат удовлетворению в следующие сроки:

- безвозмездное устранение недостатков товара – определенный срок в письменной форме соглашением, но не более 45 календарных дней;

- замена товара ненадлежащего качества – добровольно в течение 7 дней, при необходимости проверки качества в течение 20 дней;

- возврат уплаченной за товар денежной суммы - в течение 10 дней.

В случае неудовлетворения продавцом соответствующих требований добровольно, за защитой своих нарушенных прав и законных интересов потребитель имеет право обраться в судебные органы. Данное право потребителю гарантировано статьей 46 Конституции Российской Федерации.

Дела по искам, связанным с нарушением прав потребителей, в силу пункта 1 статьи 11 Гражданского кодекса Российской Федерации, статьи 17 Закона, статьи 5 и пункта 1 части 1 статьи 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации подведомственны судам общей юрисдикции.

Также статья 17 Закона предусматривает, что иски о защите прав потребителей могут быть предъявлены по выбору истца в суд по месту:

- нахождения организации, а если ответчиком является индивидуальный предприниматель, - его жительства;

- жительства или пребывания истца;

- заключения или исполнения договора.

Если иск к организации вытекает из деятельности ее филиала или представительства, он может быть предъявлен в суд по месту нахождения ее филиала или представительства.

При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав.

Кроме восстановления нарушенного права потребитель вправе потребовать компенсации морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда (статья 15 Закона).

В соответствии со статьей 13 Закона, при удовлетворении судом требований потребителя, установленных законом, суд взыскивает с изготовителя (исполнителя, продавца) за несоблюдение в добровольном порядке требований потребителя штраф в размере пятидесяти процентов от суммы, присужденной судом в пользу потребителя.

Потребителю необходимо знать, что возможность защитить свои нарушенные права и законные интересы существует только в течение определенных сроков, именуемых сроками исковой давности. Общий срок исковой давности составляет три года, и начинается со дня, когда потребитель узнал или должен был узнать о нарушении его права.

Согласно статье 40 Закона, статьям 34, 47 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации до принятия судом решения по делу Управление Роспотребнадзора по Курской области может вступить в дело по своей инициативе или по инициативе лиц, участвующих в деле, а также привлекается в процесс в целях дачи заключения по делу.