Квитанция как гарантия качества
Квитанция как гарантия качества
Химчистка, прачечная, парикмахерская, мастерская по ремонту обуви – неотъемлемая часть инфраструктуры любого населенного пункта. И, пожалуй, нет человека, который периодически не нуждался бы в услугах этих предприятий. Анализ обращаемости населения с нареканиями и жалобами в контролирующие инстанции свидетельствует о значительных проблемах в этой отрасли. Несмотря на то, что российское законодательство гарантирует различного рода послабления для предпринимателей, предоставляющих гражданам профессиональные бытовые услуги, качество их оставляет желать лучшего. И если отдельные временные недостатки можно объяснить высокой стоимостью оборудования, дороговизной аренды и иных издержек, то отношение к работе и уважение к клиенту измеряется иными критериями, один из которых – требования закона «О защите прав потребителей».
За период 2010г. и 1 кв. 2011г. из поступивших в Управление Роспотребнадзора по Курской области 1500 заявлений более 90 содержали претензии к предприятиям бытового обслуживания.
Специалистами в плановом и внеплановом порядке проведены проверки в 58 предприятиях бытового обслуживания населения, в числе которых мастерские по ремонту обуви, часов и ювелирных изделий, ателье по пошиву одежды и другие предприятия.
В ходе проверок установлены следующие нарушения Закона РФ «О защите прав потребителей» и «Правил бытового обслуживания населения в РФ».
Так, в мастерских по ремонту обуви:
- не предоставлена для потребителя необходимая информация в наглядной и доступной форме:
- перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
- сроки оказания услуг;
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;
- образцы договоров (квитанций) об оказании услуг;
- перечень категорий потребителей, имеющих право на получение льгот, а также перечень льгот, предоставляемых при оказании услуг.
Кроме того, в квитанции отсутствуют следующие сведения:
- фамилия, имя, отчество индивидуального предпринимателя, сведения о госрегистрации;
- точное наименование, описание и цены вещи;
- гарантийные сроки на результаты работы;
- должность лица, принявшего заказ, и его подпись;
- отметки об оплате потребителями полной цены услуги либо внесенном авансе.
В ювелирных мастерских:
- не предоставлена для потребителя необходимая информация в наглядной и доступной форме:
- перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
- сроки оказания услуг;
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления;
- образцы договоров (квитанций) об оказании услуг;
- цены на оказываемые услуги;
- не предъявлена по требованию книга отзывов и предложений;
- правила бытового обслуживания населения в РФ.
Кроме того, при неоднократных проверках по жалобам потребителей установлено нарушение сроков исполнения заказов. Согласно датам исполнения заказов, указанным в квитанциях, нарушение сроков составляет от одного до шести месяцев.
В ателье по пошиву одежды:
- потребителям не предоставлена необходимая информация:
- сроки оказания услуг;
- образцы квитанций (договоров)
- цены на используемые при выполнении заказа материалы и фурнитуру исполнителя;
- правила бытового обслуживания населения в РФ;
- адрес и телефон подразделения по защите прав потребителей органа местного самоуправления
- перечень оказываемых услуг и форм их предоставления;
- цены на оказываемые услуги.
В квитанциях отсутствуют сведения:
- о госрегистрации индивидуального предпринимателя и наименовании зарегистрировавшего его органа;
- о цене услуги;
- о дате выполнения заказа;
- подпись потребителя.
Не предъявлены книги отзывов и предложений.
В мастерских по ремонту часов:
- не предоставлена потребителю информация о государственной регистрации и наименовании зарегистрировавшего его органа,
- доступной и наглядной форме не доведена информация о сроках оказания услуг,
- согласно предъявленным квитанциям, установлено нарушение сроков оказания услуг, указанных в них,
- потребителей не доведены «Правила бытового обслуживания населения РФ».
Должностные лица, допустившие правонарушения, привлечены к административной ответственности в виде штрафов в соответствии с действующим законодательством.
При этом следует отметить, что одним из инструментов, оказывающих существенное влияние на качество оказываемых услуг, является грамотность потребителя, и прежде всего - внимательность при заключении письменного договора на оказываемую услугу, который сам по себе является гарантом своевременного и качественного ее исполнения.