Информация о рассмотрении обращений граждан г.Курска в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Дата публикации: ср, 09/06/2010 - 04:00

Информация о рассмотрении обращений граждан г.Курска в сфере жилищно-коммунального хозяйства

Учитывая, что защита прав потребителей в условиях реформирования жилищно-коммунального сектора является одной из социально значимых функций государства, проведение системной работы по контролю за исполнением законодательства в этой сфере представляется крайне важным.

В настоящее время правоотношения с участием потребителей в сфере оказания услуг ЖКХ регулируются рядом законодательных актов: Гражданским кодексом РФ, Жилищным кодексом Российской Федерации, Законом РФ «О защите прав потребителей», Законом РФ «Об основах федеральной жилищной политики» и т.д.

Функции Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека концентрируются на правоприменении Закона Российской Федерации «О защите прав потребителей», что существенно сказывается на несоответствии фактического содержания обращений граждан, поступающих в Роспотребнадзор, и возможностью службы реально оказать им помощь в рамках своей компетенции.

В течение 2009г. в Управление Роспотребнадзора по Курской области поступило 812 обращений на нарушения прав потребителей г.Курска при предоставлении жилищно-коммунальных услуг.

Информация о сложившейся в областном центре ситуации в сфере жилищно-коммунального хозяйства Управлением Роспотребнадзора направлялась в Курскую областную Думу, председателю Правительства области, главе администрации г.Курска. Однако, судя по поступающим в Управление Роспотребнадзора обращениям граждан в 2010 году, позитивных изменений в работе исполнителей жилищно-коммунальных услуг не произошло.

За 5 месяцев 2010 года в Управление Роспотребнадзора поступило 189 обращений на нарушения прав потребителей г.Курска при предоставлении жилищно-коммунальных услуг, в том числе от:

- Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека - 2;

- уполномоченного по правам человека – 1;

- органов прокуратуры – 96;

- Государственной жилищной инспекции по Курской области – 16;

- граждан -74.

Большая часть обращений связана с деятельностью ООО «Управляющая компания г.Курска», ООО «Жилсервис «Северо-запад», ООО «Жилсервис «Центр», ООО «Жилсервис «Сейм», ООО УК «Спецстрой», ООО «Управляющая компания «ТСЖ КПД», и т.д.

Характер поступающих в Роспотребнадзор обращений граждан разнообразен: необоснованное завышение платы за отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение; дважды в течение года выставление корректировки размера платы за услуги отопления; предоставление не в полном объеме мер социальной поддержки льготным категориям граждан и т.д.

Анализируя характер поступающих обращений граждан, следует отметить, что зачастую в них поднимаются вопросы, не связанные с Законом РФ «О защите прав потребителей» и нарушением их прав как потребителей жилищно-коммунальных услуг.

Применительно к реализуемым Роспотребнадзором функциям по контролю и надзору в сфере защиты прав потребителей следует иметь в виду, что предметом отношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, так или иначе, являются исключительно товары, работы, услуги, приобретаемые гражданами для потребительских нужд в рамках соответствующих возмездных договоров купли-продажи, выполнения работ, оказания услуг.

Согласно п.п.6.2, 6.5 Положения о Федеральной службе по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 года №322, Роспотребнадзор вправе применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера лишь по вопросам, отнесенным к своей компетенции, т.е. в установленной сфере деятельности, и лишь в пределах своих полномочий.

При этом в жилищной сфере предмет правового регулирования по законодательству о защите прав потребителей должен находиться в очевидной и неразрывной причинно-следственной связи с объектом жилищных прав, в качестве которого, согласно положениям части 1 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее – ЖК РФ), рассматривается исключительно жилое помещение (см. статью 16 ЖК РФ).

Также следует отметить, чтовопросы возникновения, осуществления, изменения и прекращения как таковых прав и (или) свобод граждан, включая жилищные права, а также правовые аспекты признания этих прав (см. ст.ст. 4, 10, 11 Жилищного кодекса Российской Федерации) законодательством о защите прав потребителей не регулируются и, следовательно, к компетенции Роспотребнадзора не относятся.

В соответствии с пунктом 114 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 23.05.2006 № 307 «О порядке предоставления коммунальных услуг гражданам» контроль за соблюдением настоящих Правил осуществляется федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в пределах своей компетенции, установленной актами, определяющими статус указанных органов.

Вопросы осуществления государственного контроля за использованием и сохранностью жилищного фонда независимо от его формы собственности, соблюдения правил содержания общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, а также за соответствием жилых помещений, качества, объема и порядка предоставления коммунальных услуг установленным требованиям - отнесены к компетенции Государственной жилищной инспекции по Курской области.

Государственный контроль в области регулирования тарифов и надбавок осуществляется федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов и надбавок и органами регулирования субъектов Российской Федерации в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Вопросы функционирования такого субъекта жилищного законодательства, как товарищество собственников жилья (ТСЖ), жилищно-строительный кооператив (ЖСК) в части процедуры создания, управления и принятия решений, законодательством о защите прав потребителей также не регулируются и поэтому не могут быть предметом разбирательства со стороны Роспотребнадзора.

Действия со стороны Роспотребнадзора, связанные с принудительной отменой того или иного решения, принятого как органами местного самоуправления так и исполнительными органами ЖСК и ТСЖ, не могут нести в себе законный и обязательный характер, так как Роспотребнадзор не обладает такими полномочиями,поскольку ни органы государственной власти, ни органы местного самоуправления по определению не являются субъектами правоотношений, регулируемых законодательством о защите прав потребителей, отмена или признание недействительными (оспаривание) изданных ими актов, может и должно осуществляться по общим правилам, установленным Гражданским процессуальным кодексом Российской Федерации.

На основании вышеизложенного, вопросы, связанные с:

- применяемыми тарифами и нормативами потребления коммунальных услуг;

- предоставлением не в полном объеме мер социальной поддержки льготным категориям граждан по оплате жилищно-коммунальных услуг и т.п.

- финансово-хозяйственной деятельностью управляющих компаний, ТСЖ и ЖСК;

- отменой принятых исполнительными органами ЖСК и ТСЖ решений, связанных с установлением размера платы по статье «ремонт и содержание жилья» и порядком расчета размера платы за предоставляемые коммунальные услуги;

- отменой ранее заключенных договоров с ресурсоснабжающими организациями;

- признанием незаконными решений, принятых органами местного самоуправления г.Курска и Курской области, и просьбой об их отмене;

- ненормативным уровнем и режимом обеспечения населения коммунальными услугами;

- отказом в проведении обследования жилого помещения и составлении акта о предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и последующего перерасчета размера платы;

- установкой ресурсоснабжающими организациями общедомовых приборов учета без согласования с собственниками помещений;

- методикой расчета размера платы за дополнительные объёмы коммунальных услуг, выставляемых управляющими компаниями г.Курска, при наличии в доме общедомовых (коллективных) приборов учета;

- отсоединением от коллективных (общедомовых) приборов учета энергоресурсов нежилых помещений, расположенных в доме (офисов организаций, магазинов и т.п.);

- обоснованностью выставляемой управляющими компаниями г.Курска платы за содержание и ремонт жилого помещения;

- несоблюдением установленного законодательством РФ порядка проведения общих собраний по выбору собственниками помещений одного из способа управления многоквартирным домом и заключенных с управляющими компаниями г.Курска договорами управления, и т.п. не входят в компетенцию Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека и не могут являться предметом надзора.

По результатам проверок, проведенных Управлением Роспотребнадзора, следует сделать вывод, что гражданами не в полной мере реализуются предоставленные им жилищным законодательством полномочия по осуществлению как своих прав, так и обязанностей.

В случае, если вы не согласны с выставленной платой за коммунальные услуги, в соответствии с пунктом 49 Правил предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденных постановлением Правительства РФ от 23.05.2006г. №307, вам необходимо воспользоваться своим правом и обратиться к исполнителю с требованием проведения сверки платы за коммунальные услуги, которую управляющая организация обязана произвести в течение 3-х рабочих дней.

Также следует отметить, что в соответствии с пунктом 40 Правил содержания общего имущества в многоквартирном доме, утв. постановлением Правительства РФ от 13.08.2006г. №491,собственники помещений в соответствии с условиями договора или учредительными документами товарищества собственников жилья, жилищного, жилищно-строительного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива вправе:

а) получать от ответственных лиц не позднее 5 рабочих дней с даты обращения информацию о перечнях, объемах, качестве и периодичности оказанных услуг и (или) выполненных работ. В договоре указанный срок может быть уменьшен;

б) проверять объемы, качество и периодичность оказания услуг и выполнения работ (в том числе путем проведения соответствующей экспертизы);

в) требовать от ответственных лиц устранения выявленных дефектов и проверять полноту и своевременность их устранения.

В заключение следует отметить, что ни одно из поступивших в Управление Роспотребнадзора по Курской области обращений граждан с жалобами на нарушения действующего законодательства не остается без внимания. Обращения, содержание которых выходит за рамки полномочий службы Роспотребнадзора, после тщательного изучения юридической службой направляются в течение семи дней со дня регистрации в соответствующий орган или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов (направляются в соответствующие службы, оказывающие правовую помощь в данной компетенции).

Обращаем внимание граждан, что изначально правильная квалификация проблемы и прямое адресное обращение в компетентный орган, обладающий соответствующими полномочиями, способно существенно сократить время рассмотрения проблемы и ускорить ее разрешение, в связи с чем, Управление Роспотребнадзора предлагает гражданам попытаться самостоятельно или с помощью юриста оценить суть имеющейся проблемы, либо получить юридическую консультацию специалистов Управления и уже после этого обращаться в тот исполнительный орган, который действительно обладает закрепленными законодательством полномочиями решить ту или иную проблему в полной мере.

С компетенцией службы Роспотребнадзора предлагаем ознакомиться на официальном сайте по адресу: 46.rospotrebnadzor.ru или по телефону горячей линии: (4712) 58-71-86.